Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

глазунов илья сергеевич

Энциклопедический словарь

Глазуно́в Илья Сергеевич (р. 1930), живописец и график, народный художник СССР (1980), действительный член РАХ (1997). Портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России («Мистерия XX века», «Вечная Русь», «Моя жизнь»), сценограф (оформление оперы «Сказание о граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1983). Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).

* * *

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич - ГЛАЗУНО́В Илья Сергеевич (р. 10 июня 1930, Ленинград), российский живописец и график, народный художник СССР (1980); портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплотил собственную концепцию исторического пути России («Вечная Русь», «Мистерия XX века» и др.); основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).

Блокада

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде умерли отец и мать будущего художника. Полуживого 11-летнего мальчика по ледовой дороге (по Ладоге) вывезли в далекую новгородскую деревню Гребло, затерявшуюся среди лесов на берегу р. Великая. Навсегда в его памяти остались эти места: вешние разливы, багрянец осенних лесов, бескрайние пустыни заснеженных полей. В дальнейшем все это нашло отражение в его творчестве. Набравшись сил, Илья вместе со своими сверстниками работал в колхозе, вернувшись в Ленинград после прорыва блокады, окончил среднюю Художественную школу, затем Ленинградский художественный институт. Годы учения стали не только годами освоения классического наследия русской и европейской культуры, но и поисками своего пути в искусстве.

Начало

Многие работы художника, в том числе и первые, посвящены войне (серии «Ленинградская блокада. 1941-1944», 1956; «Дороги войны», 1951; «Годы войны», 1963).

Занимался как живописью («Старая женщина. Трубникова». Холст, масло. 1948; «Плес». Холст, масло. 1950; и др.), так и графикой («Любовь». Бумага, соус. 1955; «Портрет Ф. М. Достоевского». Бумага, соус, пастель. 1961).

В 1957, еще будучи студентом, выставил около сотни своих картин в Москве, в Центральном доме работников искусств. Работы вызвали не только оживленные дискуссии и споры - равнодушных не было, но и беспощадную критику, которая сопровождала и все последующие выставки художника, в том числе и состоявшуюся в московском «Манеже» в 1964. Персональные выставки Ильи Глазунова всегда были событием для москвичей: чтобы попасть на них, зрители вынуждены были выстаивать огромные многочасовые очереди. Широко известен художник стал и за рубежом: персональные выставки прошли в Польше (1960), Италии (1963), Дании (1966), Франции (1968) и многих других странах.

Портреты

«Портреты принесли мне возможность держаться на поверхности общественной жизни..., - говорил художник. - Для меня каждый портрет - это огромная, новая и вдохновенная работа. Я считаю, что все люди интересны, потому что каждый человек имеет свою бессмертную душу, характер, и выразить это есть задача художников». Глазунову заказывали портреты многие политические деятели: Сальвадор Альенде (портрет уничтожен при штурме президентского дворца), Индира Ганди (художник за портрет получил премию Джавахарлала Неру), Урхо Кекконен и др. Обширная галерея Глазунова включает также портреты: Сикейроса, Джины Лоллобриджиды, Феллини, а также космонавтов, рабочих, писателей, артистов и др.

«Вечная Русь»

Идея создания цикла исторических картин родилась у художника во время одной из многочисленных поездок по стране, когда в темной крестьянской избе (на Волге) он увидел таинственно мерцавшую иконку, оклад которой переливался голубыми и розовыми камнями, перламутром речного жемчуга, ярким узорочьем бисерного шитья: «Мы стояли завороженные возле удивительной работы древнего мастера, - вспоминал Глазунов. - То была одна из форм понимания нашей национальной красоты». Создавая свои исторические картины, художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приемы древнерусского искусства - так был создан «Борис Годунов» (1967). В исторический цикл вошли также: «Легенда о царевиче Димитрии» (1968), «Князь Олег и Игорь» (1972), «Иван Грозный» (1974), «Дмитрий Донской» (1979) и др. Собранная художником коллекция образцов древнерусского искусства: прялки, вышивки, иконы, литье, резьба по дереву, наличники, старинная мебель, инкрустированная чеканка, - помогала в создании исторически достоверных образов.

Для многих картин художника позировала его жена, Нина («Нина. Портрет жены художника», 1955), трагически погибшая в 1980-х гг. (покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна), а также дети, например, Ваня для картины «Царевич Димитрий» (1968).

Не так давно Илья Глазунов завершил масштабное полотно «Разгром Храма в пасхальную ночь», а также гигантские композиции: «Рынок нашей демократии» и «Мистерия ХХ века II», созданные в связи с политическим событиям в России уходящего столетия. «Мистерию» художник начал писать еще в 1977, позже, удлинив холст на три метра, добавил лица Бориса Ельцина, Билла Клинтона, Мадлен Олбрайт и др.

Другие серии

Художника всегда откликался на события, происходившие в мире. Во время войны во Вьетнаме он делал зарисовки буквально на поле боя и сумел передать суровую правду военных будней: руины городов, девушек, сжимавших автоматы, сведенные мукой лица раненых детей и изборожденные морщинами - старых вьетнамцев...

Чилийская серия (портреты, пейзажи) экспонировалась в Сантьяго и вызвала большой интерес чилийцев.

В 1970-х гг. была создана серия «БАМ», посвященная Байкало-Амурской магистрали и ее строителям.

Иллюстратор, сценограф

Как иллюстратор Глазунов работал над произведениями П. И. Мельникова-Печерского, Н. С. Лескова,

А. А. Блока,

А. И. Куприна,

А. К. Толстого и др.

Особенно близок художнику мир Ф. М. Достоевского («Идиот», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья»).

Глазунов не раз выступал в роли сценографа (в 1983 оформлял оперу «Сказание о граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре) и архитектора (был главным художником-реставратором Большого Кремлевского дворца). Написал автобиографическую книгу «Россия распятая».

В 2000 в выставочном зале «Манеж» прошла персональная выставка Ильи Глазунова, приуроченная к его 70-летию (посетило ее более 120 тысяч зрителей).

Большой энциклопедический словарь

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р. 1930) - российский живописец и график, народный художник СССР (1980). Портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России ("Мистерия XX века", "Вечная Русь", "Моя жизнь"), сценограф (оформление оперы "Сказание о граде Китеже" Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1983). Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).

Полезные сервисы